Строгановский дворец в СПб — пример здания столь же роскошного как императорская резиденция. Здесь проживали Строгановы — одни из богатейших в России помещиков и промышленников. Они играли большую роль в промышленности России, покровительствовали искусству и были на хорошем счету у династии Романовых. Дом Строгановых входит в комплекс Русского музея.
История создания Строгановского дворца
Построить для себя и своей семьи целый дворец в центре Санкт-Петербурга решил барон С. Г. Строганов. Строительство велось невиданными темпами, завершившись за год в 1754-м. Всё потому, что у дворца уже была основа — несколько разрозненных зданий и двухэтажный дом.
Династия Строгановых владела дворцом более полутора веков. Особенно выделяется период, когда им владел сын Сергея Строганова А. С. Строганов — меценат, президент петербургской Академии художеств. Фамильный дом он использовал как площадку для размещения своей коллекции произведений искусства. Сюда мог прийти любой, кто занимался искусством, хотел научиться писать картины, обучиться теории и истории живописи и скульптуры.
В 1918-м Строгановский дворец национализировали. С этого времени начинается непростой период его истории. Сначала новая советская власть решила сделать здесь Народный дом-музей. Спустя почти 10 лет помещения передали Академии сельхознаук для размещения в них Института прикладной ботаники. Все произведения искусства и ценности, находившиеся во дворце, распределили по другим музеям или даже продали за рубеж. С конца 1930-х комнаты здания сдавались в аренду.
Так продолжалось до 1988 года, когда Строгановский дворец вошёл в состав Русского музея. В результате масштабной реставрации, которая шла 25 лет, мы можем видеть внутреннее убранство и фасады дворца почти такими же, какими они были в XVIII и XIX веке.
Архитектура Строгановского дворца
Архитектором нового дворца в Санкт-Петербурге стал Франческо Бартоломео Растрелли, придворный зодчий российской императорской семьи. Частные заказы он никогда не брал, но в данном случае согласился, и это одобрила императрица Елизавета Петровна. На этом месте, где Невский проспект пересекал реку Мойку, уже находились несколько домов, принадлежавших Строгановым. Растрелли их объединил в единое здание, по планировке напоминающее букву «г», и создал общий фасад в стиле барокко. Интерьеры архитектор также решил сделать барочными. И если раньше, при создании императорских дворцов и официальных интерьеров, Растрелли часто приходилось сдерживать свои творческие порывы, здесь он дал волю своим задумкам.
Растрелли спроектировал Строгановский дворец таким образом, что оба его фасада выглядят абсолютно идентично. Попробуйте сделать фото со стороны Невского проспекта и со стороны Мойки и сравните — они будут идентичными. Центральный элемент фасадов — портик с гербом баронов Строгановых, на котором изображены два соболя и корона.
На рубеже XVIII и XIX столетий А. Н. Воронихин, семейный архитектор рода Строгановых, обновил внутреннее убранство некоторых помещений в новом классицистическом стиле — на тот момент барокко уже устарел. А в 1840-х другой архитектор, П. С. Садовников, завершая строительство южного корпуса дворца, решил объединить все фасады в исходном стиле, заданном Растрелли. Вообще за свою более чем 200-летнюю историю Строгановский дворец перестраивали и переоформляли много раз. Помимо уже названных нами зодчих, в этих работах в разное время участвовали великий Карл Росси и И. Ф. Колодин, ученик Воронихина.
Залы и интерьеры дворца
Большой зал
Самый известный зал в Строгановском дворце в Санкт-Петербурге. Главное, что впечатляет здесь, — плафон с росписью во всю площадь потолка. Он представляет собой 13 холстов на подрамниках. В центре композиции — аллегорические фигуры: богиня Минерва, изображающая мудрость, фигуры, представляющие различные человеческие Добродетели и виды Искусств. Обрамляет композицию расписная колоннада со скульптурами и другими декоративными элементами. Автор плафона — итальянский живописец Джузеппе Валериани. Изначально, как и весь дворец, Большой зал был выполнен в барочном стиле. Но в 1790-х уже известный нам архитектор Андрей Воронихин решил слегка убавить роскошь барокко, добавив элементы классицизма.
Угловой зал
Воронихин продолжил двигаться в классицистическом направлении, постепенно корректируя интерьеры дворца в соответствии с новой модой. На месте Зеркальной галереи он обустроил Угловой зал (иначе называющийся Парадной столовой). От использования зеркал он не отказался. Поместив их между колоннами, архитектор смог визуально увеличить небольшое помещение.
Картинная галерея
В восточном флигеле дома Строгановых на втором этаже находится картинная галерея — одно из лучших творений Воронихина, образец русского дворянского интерьера конца XVIII — начала XIX веков. Длинный зал протяжённостью 28 метров разделён на три участка — две лоджии по краям и центральную часть. Зал украшают росписи на куполах и сводах, аллегорические барельефы, колонны ионического ордера, из искусственного мрамора, напоминающего сиенский (итальянский, из месторождения близ Флоренции). Стены украшают полотна в позолоченных рамах, все выдержанные в едином стиле. Это были картины из личного собрания А. С. Строганова. Он являлся президентом Академии художеств, самозабвенно любил искусство и использовал Картинную галерею Строгановского дворца как пространство для своих учеников. Здесь они могли копировать произведения, изучали теорию и историю искусства. Чтобы посетителям галереи было удобно обучаться, в зале установили диваны и кресла, обитые шёлком зелёного цвета. Помещение украшала огромная (высотой почти полтора метра и диаметром более метра) ваза из малахита, сделанная на Урале, и торшеры трёхметровой высоты. Сейчас вазу и светильники можно увидеть в Эрмитаже.
Минералогический кабинет
Отдельная гордость Строгановского дворца. Его также создал Воронихин. Помещение и двусветное, и двухъярусное. Обычно термин «двусветный» означает, что комната имеет два этажа и два ряда окон, не разделённых какими-либо перекрытиями. Благодаря этому залы получаются очень светлые, с высокими потолками. Но в Минералогическом кабинете кроме этого есть ещё и два яруса. На первом находятся книжные стеллажи, на втором — минералогическая коллекция семьи Строгановых. Второй ярус представляет собой хоры, как в церкви. Они поддерживаются коринфскими колоннами из искусственного мрамора. Интересен купол, расписанный итальянским архитектором Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Но самая впечатляющая часть внутреннего убранства — барельефы, в аллегорической манере изображающих четыре природных стихии.
Арабесковая галерея
Ещё один интересный зал в доме Строгановых. Подобное помещение мы можем увидеть в Эрмитаже, в Михайловском замке Русского музея и, конечно, в Ватиканском дворце. Именно в Ватикане находятся Лоджии Рафаэля, послужившие вдохновением для столь многих подобных залов в Санкт-Петербурге. В Арабесковой галерее Строгановского дворца можно посмотреть на копии фресок Ватиканского дворца, выполненных учениками Рафаэля.
Что посмотреть в Строгановском дворце
Минералогический кабинет Строгановых интересен сам по себе благодаря его архитектурным особенностям, отделке и элементам декора. Но также здесь размещается одна из самых необычных выставок в Русском музее — коллекция минералов. Частично утраченная в ходе исторических перипетий либо переданная для хранения в другие учреждения, она была восстановлена. Сейчас в кабинете можно посмотреть экспонаты, которые изначально принадлежали Строгановым. Среди них образцы, переданные в 1919-м в московский Минералогический музей, и шлифованные плитки из камней и минералов различных пород. Восполнить собрание также помог петербургский Горный музей. Кроме минералов, в Минералогическом кабинете находится обширная коллекция редких книг.
Собрание декоративных предметов в стиле «русский ампир» Русского музея выставлено в Строгановском дворце. Это направление в искусстве было популярно в период царствования Александра I. Большинство экспонатов (посуда, монументальные вазы, статуэтки, прочие украшения интерьера) выполнены на двух Императорских заводах — фарфоровом и стекольном. В декоре той поры превалируют античные орнаменты, использование аллегорических сюжетов, украшение предметов надписями на патриотическую тематику и портретами выдающихся россиян. Фарфор часто покрывали позолотой и снаружи, и внутри. При обработке стекла использовалась технология алмазной грани. Резьба придавала предметам огранку, подобную драгоценным камням. Благодаря добавлению окиси свинца в стекло оно становилось невероятно прозрачным, в сочетании с огранкой напоминая хрусталь. Вскоре так его и стали называть.
Где находится и как добраться
Адрес Строгановского дворца в Санкт-Петербурге — Невский проспект, 17. Быстрее всего попасть в музей можно от двух станций питерского метрополитена — от «Невского проспекта» и от «Адмиралтейской». В обоих случаях путь займёт пять минут. Выйдя на «Невском проспекте», проследуйте по нему в сторону Мойки. Из вестибюля «Адмиралтейской» пройдите по Кирпичному переулку до Большой Морской и поверните направо. Затем по Невскому проспекту также идите к Мойке. Вам нужен противоположный её берег. Если вас больше интересует наземный транспорт, выбирайте троллейбусы № 5 и 22. Номера нужных вам автобусов — № 3, 22, 27, 49 и К212.
Режим работы
Дворец Строгановых в Питере работает по такому же графику, как и большинство корпусов Русского музея. Выходной — во вторник. По четвергам открытие в 13:00, закрытие — в 21:00. Во все остальные дни музей работает с 10:00 до 18:00.