Билеты и экскурсии в Русский музей
Быстрый и удобный способ купить билеты и забронировать экскурсию онлайн без очередей и комиссии

Картины Русского музея

Государственный Русский музей хранит крупнейшую коллекцию произведений искусства. За его стенами собрано более 410 000 бесценных экспонатов, каждый из которых связан с историей России косвенно либо напрямую. Экспозиция охватывает практически все эпохи русской живописи — от изографии (иконописи) до авангарда, начиная с X по нынешний век. 

Это настоящий магнит для туристов — многие гости Санкт-Петербурга первым делом идут смотреть на всемирно известные холсты. Местные жители снова и снова возвращаются в музей, так как хотят увидеть побольше экспонатов — за пару-тройку посещений охватить всю экспозицию невозможно. 

Рассказываем о наиболее известных шедеврах Русского музея и об их создателях.

Картины каких известных художников представлены в Русском музее

Это масштабное выставочное пространство основал Николай II в 1895 г. Работы, которые представлены в музее, были переданы туда известными художниками и коллекционерами. Либо же их в своё время выкупили российские императоры. Все картины Русского музея занимают пять корпусов. Больше всего внимания ценителей прекрасного привлекают Михайловский дворец и Корпус Бенуа. Там вас ждут десятки залов с полотнами, скульптурами и другими предметами искусства. Например, залы от 75 по 94 в Корпусе Бенуа посвящены художникам прошлого века. 

Вы наверняка слышали и знаете многое о русских художниках. Люди, о которых вы прочтёте ниже, вывели культуру России на высочайший уровень. На них по сей день ориентируются миллионы мастеров по всему миру. 

Айвазовский

Ованнес Айвазян или Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) был известным маринистом. Его произведения признаны национальным достоянием и востребованы как в России, так и за рубежом. Он был одним из самых талантливых художников XIX века, успеху которого завидовали сотни коллег. Наставником Айвазовского был французский художник Филипп Таннер. Впоследствии он не смог смириться с достижениями своего ученика и всячески препятствовал ему — однажды он даже поспособствовал снятию работ молодого мариниста с выставки. 

Остальные конкуренты распространяли сплетни, что Иван якобы пишет необычными красками и специально подсвечивает свои полотна скрытой лампочкой. Художник стал проводить публичные мастер-классы, на которых за несколько минут создавал то самое «свечение» с помощью обычных кисточек и красок. Так в талант юного гения наконец поверили все. 

Русский музей хранит 54 полотна великого мастера. Всего Иван Константинович написал не меньше 6000 картин. Творить он не переставал даже на склоне лет — например знаменитая «Волна» была закончена в 1889 году, то есть Айвазовскому было 72 года. Через 10 лет была написана картина «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». На оба шедевра вы сможете посмотреть в залах Русского музея. 

Куинджи

Архип Иванович Куинджи (1842–1910) родился в семье сапожника греческого происхождения. В 1865–1866 гг. он посещал художественные мастерские в Феодосии, учился у Айвазовского, при этом работал фоторетушером в ателье. С 1893 г он стал профессором и получил членство в Императорской Академии художеств, затем преподавал в художественном училище. Как видно, у Куинджи была насыщенная жизнь. Порой он был чересчур деятельным, что не всегда приводило к успеху. Например, его отстранили от преподавания за участие в студенческих сходках. 

Архип Иванович был одним из художников-передвижников и наставником многих выдающихся творцов, например, Рериха — больше двадцати его работ тоже представлены в Русском музее. 

С 1875 г Куинджи изучал страны Западной Европы, активно путешествовал. В 1898 г он организовал молодым художникам поездку по европейским городам. Мастер потратил на это 100 тысяч рублей. Ему было важно просвещать молодёжь, поэтому на родине (в Крыму) он также проводил обучение для начинающих живописцев. 

Куинджи был новатором. Несмотря на то, что он обучался у Айвазовского и тоже умел филигранно передавать на своих картинах свечение (луны, солнца), его работы неповторимы. На полотна нужно смотреть вживую, чтобы ощутить на себе их гипнотический эффект. В Русском музее представлено более 20 работ Архипа Ивановича.

Репин 

Илья Ефимович Репин (1844–1930) родом из Харьковской губернии, города Чугуева. С 1864 г он обучался в Рисовальной школе у художника Крамского, а затем в академии у Басина, Бруни, Неффа в 1871 г. Спустя 5 лет он сам стал академиком. 

В это время художника оценили и за рубежом — он получил членство в Венском cецессионе, Финляндском художественном обществе, Итальянской и Парижской академиях. 

Имение близ Санкт-Петербурга, в котором жил Илья Ефимович, теперь называется Репино (ранее Пенаты в Куоккале). После войны в его усадьбе открыли музей, который работает до сих пор. Жизнь художника тесно связана с Петербургом, там он преподавал, участвовал в бунтах и приобщился к передвижникам. В 1918 г он был вынужден эмигрировать в Финляндию, где начал писать статьи, воспоминания о коллегах и автобиографию, а значит — оставил наследие ещё и в эпистолярном жанре.

Русский музей хранит 145 картин и эскизов Репина. Ранние датируются 1864 г, самые поздние — 1916. 

Семирадский 

Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902) родился в селе Печенеги Харьковской губернии. Живописец работал в стиле реализм, изображал исторические, лирические и библейские сюжеты. 

С 1873 г Семирадский работал в Императорской Академии художеств, а затем стал членом Берлинской, Стокгольмской, Римской, Туринской, Парижской академий. Он бесконечно путешествовал и жил в разных городах Европы. Благодаря таланту и профессионализму заработал целое состояние. Вместе с семьёй долгое время прожил в Риме. Продолжал писать до самой смерти, которая случилась в Польше. Его прах сохранён в Кракове, в Церкви Святого Станислава, что подчёркивает высокий уровень признания и уважения к художнику. 

В Русском музее есть всего 8 картин Генриха Ипполитовича, однако они наверняка поразят вас своей детализацией и масштабностью. Например, размер полотна «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» — практически 47 м. 

Филонов 

Павел Николаевич Филонов (1883–1941) родился в Москве и с юности обучался в разных училищах и академиях у лучших мастеров. Стал живописцем, иллюстратором, график-станковистом, теоретиком и педагогом. В 1910 году инициировал создание Союза молодежи, а в 1923 — Государственного института художественной культуры. 

Филонов активно изучал искусство других культур — специально отправлялся за этим на Кавказ, в Константинополь, Палестину, Италию, Францию. После творческих экспедиций, в 1923 г, создал манифест — «Декларацию мирового расцвета». А в 1915 г издал «Пропевень о проросли мировой» — поэму в стиле русского футуризма. Вместе со сценографом Иосифом Школьником оформлял постановку Владимира Маяковского.  

В 1925 году стал руководителем «Мастеров аналитического искусства» — творческого объединения, которое просуществовало вплоть до начала войны. Художник влиял на социальную жизнь и взгляды своих современников. Он увлекался разными науками и философией, чтобы глубже изучить человеческое мышление. 

В Русском музее вы увидите более 30 его работ в разных стилях. 

Шишкин 

Иван Иванович Шишкин (1832–1898) родился в городе Елабуга, что в Татарстане. Обучался у двух художников: 

  • в Москве у Мокрицкого в училище ваяния, зодчества и живописи;
  • в Санкт-Петербурге у Воробьёва в Императорской Академии художеств. 

Затем сам стал академиком и отправился совершенствовать свои знания и навыки в Германию, Францию, Чехию, Швейцарию. Там он работал в различных мастерских, брал уроки у Рудольфа Коллера и начал писать в технике офорт. В результате стал членом Общества аквафортистов. 

Как и другие известные творцы того времени, Иван Иванович был в числе художников-передвижников и участвовал в выставках товарищества. Прославился благодаря реалистичным пейзажам, однако среди его работ есть портреты, иллюстрации, гравюры. 

В Русском музее собрана большая коллекция картин Шишкина. Формироваться она начала сразу после его смерти, когда княгиня Тенишева решила передать 2 холста — «Бурелом» и «У истока ручья». Спустя почти 10 лет музей выкупил несколько рисунков у Виктории Лагоды — это свояченица и хранительница работ художника. Затем в постоянную экспозицию были включены полотна из частных коллекций Рейтерна, Боткина и Ринкевича. Из Академии художеств и других учреждений культуры поступили альбомы эскизов и десятки полноценных работ Ивана Шишкина. 

Врубель 

Михаил Александрович Врубель (1856–1910) родился в городе Омске. Будущий гениальный художник учился в школе и академии художеств, а затем по рекомендации Репина начал заниматься акварелью. 

Впоследствии Врубель стал живописцем, художником театра, скульптором, мастером прикладных искусств, монументалистом, освоил графику, создавал фрески и орнаменты для оформления соборов и церквей. Параллельно он получил образование юриста в Петербургском университете. 

Деятельность Врубеля была напрямую связана с театральным искусством. Он работал в Московской частной опере Саввы Мамонтова. Позже они вместе руководили Абрамцевскими керамическими мастерскими. 

Примерно с 1870 г Михаил Александрович постоянно выезжал за рубеж. Через 20 лет он решил пожить в Москве, а потом в Петербурге. Здоровье его ослабло, в том числе зрение. Несмотря на это он увлёкся декорированием помещений и фасадов, изучал дизайн интерьеров — например мозаичную технику и витраж. 

В Русском музее хранятся 17 работ мастера, в том числе переданных из Абрамцевских керамических мастерских. Их вы найдёте в Корпусе Бенуа в зале под номером 87. 

Малевич 

Казимир Северинович Малевич (1878–1935) родился в городе Киеве. Обучался в московских художественных школах и студиях. Уже в 1910 г он принимал участие в выставках. В 1913 г был художником-постановщиком в оперном театре в проекте «Победа над солнцем» — первой футуристической опере в России.

С 1918 начал преподавать в московских училищах, а через год стал директором Витебского художественного института. Чуть позже получил статус профессора Ленинградского института культуры. В 30-х был руководителем экспериментальной лаборатории Русского музея. 

Малевич не только писал картины. Он также весьма преуспел в декоративно-прикладном искусстве, занимался оформлением брошюр, проводил исследования и писал статьи, сформулировал идеи и теорию супрематизма. Многие считают его философом. 

Отправляйтесь в Русский музей, чтобы увидеть тот самый «Чёрный квадрат». Он находится в Корпусе Бенуа, зале №76. Помимо этой культовой работы вы сможете ознакомиться ещё с полусотней полотен Казимира Севериновича. 

Верещагин

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) родом из Новгородской губернии, города Череповец. Начал своё обучение в Петербурге, но в 60-е годы уехал в Париж, чтобы брать уроки у Жерома и Бида. В 1884 г отказался от предложенного ему статуса профессора Петербургской академии, чтобы сохранить независимость. 

Василий Васильевич побывал в разных уголках мира — от Кавказа до Индии. За полотна с сюжетами испано-американских конфликтов европейцы сделали Верещагина кандидатом Нобелевской премии. Когда разгорелись русско-турецкая и русско-японская войны, художнику-баталисту пришлось принимать в них участие. В результате он погиб прямо на месте боевых действий. 

В Государственном Русском музее собрано 9 работ этого выдающегося художника. 

Что посмотреть в Русском музее в первую очередь

Весь каталог картин Русского музея с названиями можно найти здесь. Отправляйтесь на выставку с опытным гидом, который покажет вам все самые интересные работы, расскажет об истории их создания и раскроет неочевидные смыслы. Помните, что это не обычная картинная галерея, а несколько огромных корпусов, в которых хранятся сотни тысяч экспонатов. Чтобы не тратить время на поиски интересующей картины и быстро ориентироваться в залах, экскурсовод и подготовленная программа просто необходимы. 

Приведём примеры популярных картин, на которые точно стоит посмотреть вживую. 

Последний день Помпеи

Это огромное полотно Карла Брюллова, на которое он вдохновился побывав на археологических раскопках в Италии. Художник закончил работу в 1833 г. Сейчас она находится в Михайловском дворце в зале русского искусства первой половины позапрошлого столетия. 

На холсте изображена сцена хаоса — момент гибели древнего римского города Помпеи в результате извержения вулкана Везувий в 79 г.

Девятый вал

Картина Ивана Айвазовского, которая была написана в 1850 г. Она изображает бурю на море, когда волны достигают своей максимальной высоты, а люди на плоту не могут сопротивляться стихии. Закатное солнце ярко озаряет облака, но это не дает никакой надежды на спасение.

Картина «Девятый вал» стала символом борьбы человека с силами природы. Это наиболее известное произведение Айвазовского считается одной из самых выразительных картин на морскую тематику.

Бурлаки на Волге

Картина Репина, которую он написал в 1873 г. Изображённый сюжет художник видел наяву и был поражён тяготами этих несчастных мужчин. Каждый бурлак на картине имеет свой характер и индивидуальность. 

Полотно отображает трудовую мощь и упорство русского народа. Это одна из величайших картин, посвящённых России.

Лунная ночь на Днепре

Работа Куинджи, 1880 г. На картине изображён широкий Днепр в ночное время. В небе царит полная луна, которая озаряет водную гладь неоновым светом. На берегу реки всё погружено в тишь и темень. Этот вид гипнотизирует посетителей. У многих он ассоциируется с Гоголем и его мистическими произведениями.

Картина контрастная, при этом переходы выполнены настолько гармонично, что зеленоватый свет кажется настоящим. Невозможно поверить, что для ее написания живописец использовал обычные художественные краски (масло). 

Это, пожалуй, главный шедевр Куинджи, который вы найдёте в Михайловском дворце, в зале искусства второй половины позапрошлого столетия. 

Переход Суворова через Альпы в 1799 году

Картина Василия Сурикова, которую тот завершил в 1899 г. На ней изображено одно из главных событий войны с французами — переход русских войск через Альпы под командованием генерал-фельдмаршала Суворова 1799 г.

На картине солдаты показаны в движении — они буквально падают с горных заснеженных склонов. Полководец находится слева на белом встревоженном коне, отдельно от всех. Несмотря на трудности и опасности войска успешно продвигаются вперед. Лица кавалеристов выражают разные эмоции, которые хорошо читаются, что добавляет сюжету экспрессии. 

Запорожцы

Картину «Запорожцы» или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написал Илья Репин в 1891 г. Работу над ней он начал ещё в 1880 г. Художник изобразил группу шумных запорожских казаков, которые отвечают турецкому султану Махмуду на его требование сдаться османам.

Герои сюжета дерзко, уверенно и даже смеясь выражают своё несогласие с волей Махмуда IV. Репин ярко и детализировано передал быт казаков, их наружность и характер. В композицию включены различные предметы, подчёркивающие самобытность запорожцев. 

Картина находится рядом с «Бурлаками на Волге» в Михайловском дворце, зале №33. 

Купчиха за чаем

Работа художника Бориса Кустодиева, 1918 г. Он писал её в неспокойные для России времена, когда о подобной роскоши уже давно забыли. Это дань воспоминаниям о былом гедонизме богатых купцов, жизнь которых ничто не омрачало. 

В центре композиции — пышная белокожая дама в нарядном платье и украшениях. На столе перед ней стоят дорогая посуда и фрукты, в руке — изящная чашечка чая, рядом примостился ласковый кот, а на фоне — ясный городской пейзаж. 

Оборона Севастополя

Картину в 1942 г написал Александр Дейнека. Вдохновили его реальные снимки с мест сражений и обороны города Севастополь в ходе Второй мировой войны. На холсте солдаты отчаянно борются с врагом — некоторые уже ранены либо убиты. Драматизм событий подчёркивает цветовая гамма. 

Интересно, что для изображения торса одного из героев сюжета Дейнека пригласил натурщицу спортсменку, так как мужчин сыскать ему не удалось — все «крепкие» участвовали в боях. 

Заключение

  • В Русском музее более 400 тысяч экспонатов. Их список есть на официальном сайте
  • Экспозиция охватывает практически все эпохи русской живописи — от изографии до современного искусства. 
  • Все картины Русского музея занимают пять корпусов. Самые популярные — Бенуа и Михайловский дворец.
  • На выставку лучше идти с опытным гидом. Выберите подходящую программу из каталога и забронируйте экскурсию в Русский Музей, чтобы попасть в залы, минуя очередь.
  • Государственный Русский музей работает каждый день, кроме вторника. Учитывайте это, когда будете планировать досуг. 
Русский музей